Муниципальное общеобразовательное учреждение "Технический лицей города Донецка"

Будущее начинается здесь

  фотоальбом дтл  
 
Фотоальбом
 
     


  опрос  
 
Как Вы к нам попали
C поисковой системы
С каталога сайтов
С доски объявлений
Узнал от знакомых
 
     
ПОСЛЕДНИЕ ФОТО









  Новости  
 
20.05.2020

Советы социального педагога родителям

Количество просмотров: 32

Влияние семьи на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения

 

Девиантное поведение относится к тем проблемам, которые проще предупредить, чем в дальнейшем изменить. Поэтому родителям важно знать, что это такое, по каким основаниям можно сделать вывод о том, что у ребенка существуют отклонение, какие факторы семейной жизни влияют на формирование отклонений.
 
 

 

Что такое девиантное поведение?
Нормативное поведение – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих, приводит к нормальной адаптации.
 
«Девиантное  поведение» (отклоняющееся) – поступок, действия человека, не соответствующие существующим в данном обществе социальным нормам (правовым, моральным).
Важно понимать, что поведение ребенка, его отдельные проявления могут быть связаны:
– с возрастными особенностями ребенка (несформированной структурой самосознания, что не  позволяет ребенку всегда осознавать своё поведение и прогнозировать последствия своих поступков и несформированной системой саморегуляции, вследствие чего ребенку сложно противостоять своим желаниям, импульсам и он делает то, что хочет, а ни то, что надо);
– с особенностями его реагирования в конкретной ситуации;
– в целом поведение ребенка неустойчиво.
Поэтому отдельные проявления еще не свидетельствуют о наличии у ребенка серьезных проблем. Родителям было бы полезно проанализировать имеющиеся у ребенка проблемы по критериям, выделенным английским специалистом М. Раттером (на русском языке опубликована его книга «Помощь трудным детям», которая может представлять для вас интерес).
 
 

 

На основании критериев оценки отклонений в поведении  детей М. Раттера, необходимо ответить на следующие аспекты:
Несоответствие поведения ребенка возрастным нормативам и половой принадлежности индивида. Например, если ребенок-дошкольник примеряет одежду противоположного пола, то это проявление интереса, экспериментирование и это нормально. Если тоже самое делает подросток, то это рассматривается как нарушение половой идентификации.
Длительность сохранения симптома: чем длительнее период с момента возникновения проблемы, тем она серьезнее.
Жизненные обстоятельства ребенка. Необходимо обратить внимание на изменения в жизни ребенка. Возможно, они явились причиной изменения поведения, появления проблемы. Например, после рождения младшего брата или сестры, ребенок может начать вести себя несоответственно своему возрасту, он регрессирует, начинает вести себя как совсем маленький. Причиной является недостаток внимания родителей и желание ребенка его получить.
Социокультурное окружение: в какой среде находится ребенок, какой пример он видит для подражания. Если семья неблагополучна, то очень часто ребенок повторяет опыт своих родителей.
Тип симптома: проявления касаются какой-то одной сферы, либо носят множественный характер. Например, ребенок лжет, ворует, проявляет агрессию.
Тяжесть и частота симптома: каковы проявления и как часто они повторяются. Например, если у ребенка сильные повторяющиеся приступы ярости, с которой ему трудно справиться.
 
 

 

Изменение поведения ребенка: как ребенок ведёт себя в течение жизни.
Ситуационная специфичность симптома: ведет ли себя ребенок таким образом только в определенных ситуациях с определенным человеком либо вне зависимости от ситуации. Например, если ребенок крадет что-то у одного из родителей – это может быть связано с недостатком внимания, которое ребенок пытается привлечь. И проблема гораздо более серьезная,  если ребенок это делает и за пределами семьи.
Вывод: если по многим критериям фиксируется проблема, то, вероятно, ситуация требует к себе пристального внимания.
  Существуют отклонения, которые связаны с состоянием здоровья ребенка и требуют медицинского вмешательства. Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни. В международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют следующие поведенческие расстройства для детей и подростков: гиперкинетические,  поведения и эмоций, социального функционирования, тикозные, неорганический энурез и энкопрез, питания (булимия – переедание и анорексия – отказ от пищи), поедание несъедобного, стереотипные двигательные, заикание, речь взахлеб.
 
 

 

Факторы семьи, влияющие на формирование девиантного поведения ребенка
Необходимо понимать, что отклоняющееся поведение – сложное явление, на которое оказывает влияние множество самых различных факторов: социальных,  психофизиологических особенностей ребенка, его личностных особенностей и т.д. Безусловно, семья не является единственным фактором, влияющим на ребенка. На современного ребенка серьезное влияние оказывают средства массовой информации, интернет и т.д.  Мы понимаем, что иногда в неблагополучной семье вырастает вполне социализированный, успешный человек. И наоборот, иногда в нормальной семье, где ребенок, казалось бы, получает все необходимое, у него возникают серьезные проблемы. Но тем ни менее семья первична по степени влияния и близка ребенку, поэтому степень ее влияния сложно переоценить.  
Далее хотелось бы выделить основные особенности семьи, которые с точки зрения ученых, оказывают неблагоприятное влияние на развитие ребенка.
 
 

 

Типы семей, влияющих на формирование отклоняющегося поведения
Можно выделить несколько классификаций типов семей, оказывающих влияние на формирование девиаций.
Семьи с прямым (аморально-криминальные и асоциальные семьи) и с косвенным десоциализирующим влиянием (конфликтные, педагогически несостоятельные семьи с нарушенными отношениями; семьи с серьезными личностными нарушениями родителей).
Б.Н. Алмазов выделяет типы неблагополучных семей: семьи с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.
Л.С. Алексеева и Г.П. Бочкарева выделяют семьи с неблагополучной эмоциональной и нездоровой нравственной атмосферой.
 
 

 

Семейные факторы формирования девиантного поведения.
Существует множество факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на формирование девинтного поведения. В качестве основных различные исследователи выделяют следующие психологические и физические травмы:
Особенности перинатального развития ребенка: стрессы и страхи матери во время беременности; отрицательное отношение матери к беременности (особенно опасно сочетание нежелательности вообще и нежелательности по полу).
Нарушение эмоциональных связей, привязанности родителей к ребенку (особенно матери).
 

 

Отрицательная модель поведения родителей.
·        Применение дисциплинарных воздействий по отношению к ребенку (постоянные, чрезмерно жесткие наказания, непоследовательные наказания, противоречивые требования).
·        Проблемные  отношения между родителями.
·        Негативная психологическая атмосфера в семье, конфликты.
·        Разлука с семьей, развод родителей или утрата близких.
·        Неполная семья.
·        Психические отклонения от нормы у родителей.
 

 

 Детско-родительские отношения как ведущий фактор формирования девиаций
А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера и поведения с нарушениями во взаимоотношениях с родителями:
    Гипопротекция– безнадзорность, недостаток опеки.
 Гиперпротекция: доминирующая (чрезмерная опека и контроль) и потворствующая (удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление оградить его от всех трудностей).
 

 

     Эмоциональное отвержение.
 Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить).
 Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению).
Л.П. Кибардина и Е.П. Алексеева рассматривают следующие стили семейного воспитания: по типу Золушки; постоянная опека; по типу «кумир семьи»; воспитание равнодушием; воспитание подарками; воспитание доверием.
В. Сатир выделяет несколько стилей семейного воспитания, которые она называет родительскими плащами и которые позволяют скрывать свои истинные чувства за защитной маской.
Плащ босса. Боссы бывают трех типов: тиран (силой управляет ребенком, в семье жесткая дисциплина и контроль); мученик (ничего не требует для себя, формируя у ребенка чувство вины и перекладывая на него чрезмерную ответственность за собственную жизнь, несостоятельность); железные маски (все говорят правильно, но лишены эмоций, с ними ребенок испытывает тоску и одиночество).
Родитель-приятель. Взаимодействует с ребенком как ребенок, не несет ответственности, а удовлетворяет собственные потребности. Ребенку рядом с ним не хватает заботы, чувства безопасности и защищенности.
Руководитель-ведущий. Является наиболее оптимальным, способным сочетать любовь, понимание с требовательностью и дисциплиной.
Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие паталогизирующие роли ребенка в семье, влияющие на формирование отклонений: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка.

А.С. Спиваковская считает, что для неблагоприятной родительской позиции характерны: неадекватность (искаженное восприятие ребенка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей); ригидность (способы воздействия и взаимодействия не изменяются ни в зависимости от ситуации, ни от возраста ребенка); непрогностичность (воздействия ориентированы не на будущее, а на решение сиюминутных проблем).

 



» все новости


 версия для печати



 
     




  Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE