Муниципальное общеобразовательное учреждение "Технический лицей города Донецка"

Будущее начинается здесь

  фотоальбом дтл  
 
Фотоальбом
 
     


  опрос  
 
Как Вы к нам попали
C поисковой системы
С каталога сайтов
С доски объявлений
Узнал от знакомых
 
     
ПОСЛЕДНИЕ ФОТО









  Новости  
 
20.05.2020

Советы психолога родителям

Количество просмотров: 32
Трудолюбие – путь к осознанному    обучению
    Любовь к труду напрямую связана с осознанным ответственным обучением. Человек, который с детства привыкает к порядку вокруг себя – не позволит себе беспорядка в голове.
    Труд – это прежде всего дисциплина, а дисциплина – это ответственность. Ребёнок, который знает о дисциплине с детства никогда не будет безответственно относиться к обучению, потому что он уже с раннего возраста понимает, что человек рождён трудиться и без этого он не сможет полноценно жить, питаться, одеваться и т.д. А, ведь обучение – это тот же самый труд, где в качестве заработной платы выступают оценки.
     Дорогие родители, учите детей трудиться и вам не нужно будет им объяснять зачем необходимо учиться.
    К труду ребёнок приучается на примере родителей.Вы можете тратить много сил на то, чтобы объяснить ребёнку, почему нужно трудиться, заставлять его это делать, но если вы сами не отличаетесь трудолюбием, ребёнок так же не станет проявлять инициативу в деятельности.
      Активные, трудолюбивые, неунывающие родители подадут хороший пример ребёнку. Родители, которые постоянно жалуются на усталость и демонстрируют лень, воспитают в ребёнке те же качества.
      Чтобы приучить наводить порядок, нужно показать, что это такое – порядок. Если с самого рождения ребёнок видит вокруг чистоту, видит, что для каждой вещи в доме есть своё место, для него это станет нормой жизни. Что видит человек с раннего детства, к тому и привыкает, а к чему привык, к тому и стремится.
      В два года ребёнка легко приучить к труду своим примером. Ребёнок копирует действия взрослого, подражает ему. В этом возрасте ему ещё неважно кому подражать – маме или папе. Сын или дочь потребует такую же как у мамы тряпку (когда она моет пол или вытирает мебель от пыли) и будет повторять действия мамы. Обязательно позвольте это малышу. Это очень важно для воспитания трудолюбия и для воспитания вообще.
      Ни в коем случае не поучайте и не делайте замечаний ребёнку, похвалите и поддержите его стремление трудиться. Пока для ребёнка это лишь игра, но она имеет большое значение для его развития. Вы вполне можете доверить двухлетнему ребёнку мытьё посуды, развешивание постиранного белья, перемешивание теста и т.д. Конечно, скорее всего, вам придётся переделывать всё после ребёнка или вытирать воду и грязь, которая останется после такой «уборки». Но исправлять работу ребёнка нужно обязательно тогда, когда он этого не видит, чтобы не обидеть его, не обесценить его труд. На это у вас уйдёт много сил и времени. Кажется, что лучше уж обойтись без такой «помощи» и сделать всё самой, но на самом деле эти затраты окупятся в будущем, когда вам не придётся тратить много энергии и сил на исправление характера ребёнка. Переучивать, перевоспитывать ребёнка намного труднее, чем приучить его к порядку с детства.
      Можно начинать прививать ребёнку навыки самообслуживания с того момента, когда он пытается делать это сам (примерно с одного года – двух лет): учить его самому умываться, надевать некоторые предметы одежды (штанишки, носочки, например), убирать за собой игрушки. Не торопите ребёнка, пусть он делает всё в своём, комфортном для себя темпе. Что бы ребёнку проще было с этими задачами справиться, необходимо создать для него комфортные условия: детское полотенце повесить на уровне его роста, одежду положить тоже в пределах доступности, для хранения игрушек должны быть предусмотрены ящики, полочки, шкафчики. (Полочки или этажерки предпочтительнее, чем ящики, т.к. ребёнок видит сразу все игрушки и ему не приходится доставать их все, что бы найти нужную.) В этом случае у ребёнка не возникнет проблем с наведением порядка. Если вы покупаете ребёнку много игрушек, то разложить их по местам ему будет непросто. Лучше убрать часть игрушек в недоступное для ребёнка место (спрятать), оставив несколько штук. Тогда и с выбором, и с уборкой игрушек проблем не будет. (Через некоторое время можно заменить несколько игрушек другими, ребёнок воспримет их как новые, ему будет интересно с ними играть.)
       Если ребёнок отказывается, не хочет убирать игрушки, не стоит наказывать его, угрожать, что вы их выкинете, так вы только отобьёте у ребёнка всё желание трудиться. В этом возрасте нужно превращать всё в игру. «Кубики хотят спать, давай уложим их в кроватку- коробочку», «Машинки поехали в гараж, мягкие игрушки запрыгнули на полочку и будут наблюдать за нами оттуда». Обязательно помогайте ребёнку в этой непростой работе. Для него это действительно не просто, ведь он не может пока долго удерживать внимание на одном деле, у него недостаточно для этого развита воля.
       От природы дети очень любознательны, они с рождения стремятся исследовать мир, им нравятся манипуляции с предметами. Поэтому, можно сказать, что желание трудиться в них заложено природой. Задача взрослых – не спугнуть это желание, не подавить инициативу ребёнка своими критическими замечаниями, слишком строгими требованиями. Для этого взрослому необходимо понимать, что ребёнок может сделать, какими возможностями он обладает в своём возрасте.
       С двух до пяти лет ребёнок может только играть, не способен трудиться по-настоящему, не понимает слово труд, для него это такая игра. Нет смысла объяснять ему, что каждый человек должен трудиться, внушать, что это вообще является необходимостью. Какие бы необходимые дела вы не поручали ребёнку, превращайте всё в игру.
      С пяти лет ребёнок способен понять слово «надо», но не стоит им злоупотреблять. Объяснения необходимости каких-то занятий годятся только для повседневных дел. Впрочем, если ребёнок приучен к режиму – обязательно каждый день чистит зубы в одно и то же время, сам одевается, сам складывает свою одежду и т.д., то вам не придётся напоминать, что делать это надо, ребёнок будет делать это «на автомате». Иначе дела обстоят с заданиями, которые ребёнок делать не привык, делает не каждый день. Если вы пытаетесь привлечь ребёнка к уборке квартиры, а он желания такого не изъявляет, лучше всего превратить это в игру, отметить привлекательные для ребёнка стороны дела. Например, щётка может ездить по ковру как уборочная машина, фрикадельки из фарша можно лепить как колобков из русской народной сказки   и т.д. В этом возрасте у детей хорошо развито воображение, поэтому они и сами могут придумать интересный сюжет для скучной деятельности. Они могут становиться рыцарями, которые спасают квартиру от микробов, принцессами, которые учат слуг наводить порядок, феями, волшебниками, великанами, которым всё по плечу. Не обязательно подключать фантазию каждый раз, часто дети рады заняться домашними делами ради самой деятельности. Они наблюдают такие удивительные для них явления, делают свои маленькие открытия, исследуют окружающий мир. Им интересно как вода с моющим средством смывает грязь, как образуется пена, как меняется вид и консистенция продуктов, когда их смешивают. Если вы не делаете ребёнку замечаний по мелочам, терпеливо относитесь к несовершенству выполненного задания, подбадриваете ребёнка, восхищаетесь его работой, то у ребёнка всегда будет желание помогать вам в домашних делах.
        Дошкольники проявляют удивительную настойчивость и требуют для себя работы, хотят помогать родителям, делать то же самое, что родители, даже если взрослыми эта инициатива не поддерживается, а подавляется.
       Младшие школьники, неприученные к труду, чаще проявляют лень и упрямство и уже не изъявляют желания трудиться. У школьников появляется необходимость трудиться не только физически, но и умственно. Дети не хотят выполнять домашнее задание, а родители твердят, что делать это Надо. Из страха перед учителем, плохими оценками, осуждением сверстников, ребёнок «через не хочу» учит, решает, читает.
       Как же убедить ребёнка, что учёба очень важна для его будущего? У многих родителей сама собой напрашивается фраза «Не будешь учить, получишь двойку, станешь двоечником, ребята будут смеяться, пойдёшь работать дворником и т.д.» Но это тот же самый путь – путь страха. Есть другой путь – стремления к успеху. Родителям кажется, что они предостерегают ребёнка от неудач и направляют его к успеху, когда рисуют перспективы, ожидающие его, если он будет плохо учиться. На самом деле, запугивание неудачами малоэффективно, гораздо полезнее и приятнее показать ребёнку положительные результаты его стараний. «Выучишь стихотворение, получишь пятёрку, вот радости то у нас будет!», «Решишь сложный пример, представляю, как учитель удивится!», «Как приятно и спокойно идти в школу, когда знаешь, что все уроки сделаны» и т.д.
       Настраивайте ребёнка на позитив, подсказывайте, что хорошего произойдёт, если он будет трудиться, вместо того, чтобы предсказывать плохое, если он будет лениться. Можно обрисовать и далёкие перспективы: будут уважать одноклассники, поступишь в университет, найдёшь хорошую работу (это больше касается старшеклассников).
       Трудности у детей возникают с теми предметами, которые ребёнок плохо знает, плохо понимает. Поэтому, отношение к самому ненавистному школьному предмету у ребёнка может измениться, когда он разберётся в нём, поймёт его. Для этого конечно потребуется много сил и терпения от родителей и ребёнка, но это того стоит. Найдите хоть что-то привлекательное для ребёнка в его нелюбимом предмете. Например, если ему не нравится литература – читайте ему вслух самые увлекательные приключенческие романы, не нравится физика или химия – ставьте дома опыты (как это делать, легко можно найти в интернете), не нравится иностранный язык – переводите вместе тексты популярных песен. Проявите фантазию и найдите способ заинтересовать ребёнка. Помогите ребёнку разобраться с непонятным материалом, ему будет больше нравиться предмет, который он понимает, и бороться с ленью ребёнка вам не придётся.
       Что делать, если с раннего детства вы не приучили ребёнка трудиться и теперь приходится перевоспитывать его? Чем младше ребёнок, тем проще это сделать. Но и для подростка ещё не всё потеряно.
 

       Как приучить ребёнка к труду?

1. Создайте тёплую атмосферу дома, доброжелательные взаимоотношения с ребёнком. Научить чему-либо, приучить, воспитать какие-то качества легче на основе добра, взаимопонимания. Вспомните свои реакции на просьбы людей, когда они звучат по-доброму и когда в приказном тоне. Какие из них больше хочется выполнить и в каком случае дела лучше получаются? Будьте вежливыми со своими детьми. Не забывайте благодарить за выполненную работу, не воспринимайте её как само собой разумеющееся. Хвалите за старания и за то, что хорошо получается. Как именно это делать читайте в статье «Как правильно хвалить ребёнка».
2. Не поучайте и не критикуйте ребёнка по мелочам. Вспомните, как ваш ребёнок учился ходить, как неуклюже у него это получалось, как часто он падал. Вспомните, как вы радовались за него и подбадривали. Вряд ли вам тогда могло прийти в голову поучать его или критиковать. Если вашему ребёнку уже 15, и он учится чему-то новому, например, чистить картошку, то он нуждается в том же самом – в поддержке. Пусть он делает это по-своему. Может быть, вам кажется, что это неправильно, так неудобно, но у ребёнка может быть другое мнение на этот счёт. Можно осторожно посоветовать что-то ребёнку, но не навязывать своих способов.
3. Создайте условия для выполнения работы. Например, если вы просите ребёнка помыть пол, он должен знать, где взять тряпку и ведро, это всё должно быть чистым. Если по полу разбросаны игрушки, то сначала лучше дать задание собрать их, а потом помыть пол.
4. Задание должно быть выполнимым. По сложности, по объёму работ, по времени выполнения – соответствовать возрасту ребёнка. Например, ребёнок младше 4 лет может трудиться без перерыва не больше 15 минут, в 6 -7 лет до 30 минут. Чем старше ребёнок, тем дольше он может заниматься какой-то работой. У школьников увеличивается умственная нагрузка и на физический труд остаётся не так много времени. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребёнок чередовал умственный и физический труд.
5. Поощряйте ребёнка к рассуждениям о пользе, которую он может принести своими делами. Осознавая значимость, важность своей деятельности, ребёнок больше стремится к труду, изъявляет больше желания помогать родителям. Например, вы готовите вместе ужин, чтобы накормить папу, наводите чистоту, чтобы дышать свежим (без пыли) воздухом и т.д.
6. Не злоупотребляйте материальным поощрением за труд. Ребёнок привыкнет, что родители «платят» ему за помощь и не согласится делать что-то «бесплатно». Вряд ли в этом случае вы сможете воспитать в нём отзывчивость. За особенные старания можно поощрить ребёнка сладостями или игрушкой. Но сделать это лучше, когда ребёнок уже совершил доброе дело, а не обещать вознаграждение заранее.
7. Не внушайте ребёнку негативные установки. Не говорите ему, что он не умеет трудиться, что он ленивый и т.д. Ребёнок поверит в это и будет считать, что изменить ничего нельзя, нет смысла стараться. Верьте в позитивную природу ребёнка сами и внушайте это ему. Даже если он совсем ничего делать не хочет, говорите ему: «Я знаю, что ты можешь сделать даже что-то трудное, если очень захочешь и постараешься».
    Часто дети, отказываясь трудиться выражают таким образом протест против слова «надо». Одним только требованием выполнения какой-либо работы вряд ли можно добиться положительных результатов, а вот ненависти к этой деятельности - запросто добиться можно. Конечно, нужно быть настойчивыми и требовательными, но в разумных пределах. Например, вам нужна помощь в уборке. Вежливо попросите об этом ребёнка. «Ваня, мне нужна твоя помощь. Пропылесось, пожалуйста, в комнате». Ваня имеет право сделать это тогда, когда ему будет удобно, когда закончит свои личные дела. Сразу договоритесь с ребёнком о сроках выполнения работы (именно договоритесь, а не установите свои сроки) и следите, чтобы она была сделана вовремя. Если дело откладывается на часы, или ребёнок прямо говорит, что не хочет ничего делать, ребёнка нужно замотивировать.
     Эффективным приёмом является предоставление «выбора без выбора», когда вы предлагаете ребёнку два дела, из которых он может выбирать. «Что ты будешь делать: мыть посуду или пылесосить?» Даже если ребёнок не хочет делать ни того и ни другого, он выберет более привлекательную для него деятельность. Расскажите обо всех своих планах. «Я собираюсь навести порядок: помыть пол, пропылесосить, а потом испеку пирог. Когда все дела будут сделаны, мы можем сходить на каток/ поиграть в настольную игру и т.д.» Ребёнок в этом случае может сам выбрать, чем именно помочь вам, а также он будет замотивирован на быстрое выполнение дел, т.к. после этого его ждёт развлечение.
    Часто ребёнку трудно сделать что-либо одному, ему требуется поддержка, помощь взрослого. Иногда это просто подбадривающие слова, иногда помощь в организации, иногда вам нужно объединить ваши усилия и сделать всё вместе. Это зависит от возраста ребёнка и конкретной ситуации.
     Приучая ребёнка к труду, вы воспитаете в нём ответственность, подготовите его к взрослой жизни, в которой он сможет справиться с любыми трудностями.


» все новости


 версия для печати



 
     




  Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE